forkredit.com | swedtalk.com | | finntalk.com

Печать

Проект «Свадебный обряд терского казачества» удостоился призового места на республиканском конкурсе

on 24 Декабрь 2018. Posted in Новости

Министерство по туризму и народным промыслам РД объявило результаты   III республиканского конкурса событийного туризма, проходившего в конце ноября в Махачкале, в историческом парке «Россия – Моя история». Кизляр занял 3 место, а также получил благодарность министерства за вклад в развитее Событийного туризма в республике.

Город представил на конкурс проект музея современной истории «Кизляр – казачий край в традициях, обычаях и обрядах предков. Свадебный обряд», номинация -Этнокультурный туризм и народные традиции». Руководитель проекта директор музея Анастасия Родина.

 

«Свадебный обряд терского казачества отражает пестроту этнического многовекового наслоения. Много общего свадебная обрядность терских казаков имела с великорусской и украинской традициями, но, выделяясь своими особенными чертами, развивалась и под влиянием местного населения», - рассказала Родина.

Старинные ритуалы, по ее мнению, намечают и закрепляют новые связи. Во время презентации проекта «Кизляр – казачий край в традициях, обычаях и обрядах предков. Свадебный обряд» на сцене был показан фрагмент свадьбы – выкуп невесты, театрализация которого была подготовлена Государственным терским ансамблем казачьей песни. Также в презентации принял участие народный коллектив центра традиционной культуры народов России г. Кизляра «Калинка». В съемке видеопрезентации оказала помощь кизлярский журналист Оксана Журова. В завершении презентации проекта всех членов жюри и гостей угостили вкусным караваем - символом счастья и плодородия в новой семье, приготовленным специально для этого мероприятия руководителем кондитерского магазина «Сладкая идея».  

Всего на конкурс были представлены 28 проектов из 20 районов Дагестана. Через проекты была отражена самобытность, традиции и обычаи, культура и искусства народов Дагестана. Программа включила в себя 3 конкурса - выбор года, который в свою очередь включал 3 номинации - этнокультурный туризм и народные традиции, патриотическое и гражданское воспитание и агроэкотуризм, столица событийного туризма и лидер событийного туризма.

Члены жюри оценивали проекты по событийности, уникальности события, значимости проекта для региона, возможности создания туристского продукта для поездки на событие и другие.

У первых поселенцев на Тереке акт заключения брака состоял в объявлении на кругу о желании стать мужем и женой, в знак защиты и покровительства казак прикрывал женщину полой своего кафтана. Постепенно свадебная обрядность усложнялась.

Женились юноши в 17-19 лет. Церковь на Тереке официально не венчала юношей, не достигших 18 лет. О качествах невесты судили по ее родителям.

До середины 19 века выбором невесты занимались родители жениха, но позже главная роль отводилась самому жениху. Казак старался отыскать себе невесту – ровню по материальному положению. Мало было браков между казаками и иногородними.

В развитии свадьбы выделяются несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, свадьбу и послесвадебный ритуал.

Свадьбе предшествует сложная процедура сватовства. Обыкновенно в сваты приглашали кого-нибудь из наиболее уважаемых родственников или родственниц. Процедура сватовства одинакова во всех терских станицах и имеет аналогии с восточнославянскими обычаями. Порядок сватовства имеет часто обрядовое значение. (Сваты под видом купцов или странников входили в дом невесты и заводили иносказательную беседу. Если жених был совсем не по душе хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, и это означало отказ. Но если родители невесты и были рады сватам, то они все равно не давали сразу согласия – обычай требует, чтобы сваты приходили 3 раза.) Когда родители невесты дают согласие на брак, то вечером в их доме собираются родственники. Родня жениха угощает будущих родственников, даже в доме невесты вином, «хлебом-солью». Затем все осматривают хозяйство жениха. В доме жениха совершался обряд рукобития. Родители вступающих в брак договаривались, сколько должна будет заплатить виновная сторона в случае расстройства свадьбы. Договор закреплялся рукобитием: родители жениха и невесты клали руки на стол, сверху клали руки все присутствующие.

В первое после рукобития воскресенье устраивают своды или пропой. (Обряд сводов о пропоек во многом повторяет сватовство. В эти дни стороны окончательно договариваются об условиях и дне свадьбы, определяют ее церемониал, расходы, приданое. Изменение этих условий после сводов не допускалось.)  В день сводов на невесту одевают косник – повязка на голову из разноцветных лент, который невеста носит до дня свадьбы. Как только проходят пропойки, засватанная девушка официально объявляется  невестой.

За день до свадьбы в доме молодых пекут  из пшеничной муки вытушки (калачи), каравай, лежень и шиши (маленькие хлебцы), разливают вино. (Все эти приготовления называют «лепить шишки»). Особое значение имеет  процесс изготовления свадебного каравая. Для этого в доме невесты собираются замужние женщины. Стараются позвать таких, у которых благополучная семья. Каравай считается  символом счастья и плодородия в новой семье. (Накануне свадьбы у молодых устраивались вечеринки).

 В день свадьбы рано утром у  невесты собираются подруги. Часам к 10 утра от жениха к невесте приходит сваха и вместе с девушками, под их песни «убирают невесту к венцу». Обязательно одевают серьги, бусы, браслеты. Крепко заплетают косу, чтобы свахе, которая должна будет в церкви расплетать косу, пришлось повозиться. Невеста разбирала свой косник и давала подружкам по ленте. (Во всех станицах с нестароверческим населением в наряд невесты входило длинное белое платье, украшенное с левой стороны красным восковым цветком, и длинная фата, прикрепленная к веночку из белых восковых цветов). После того как невеста убрана, она просит благословения у родителей.

Жених в это время наряжается в полную парадную казачью форму: брюки-галифе – темно-синие с кантами, легкие сапоги, белая рубашка, парадный бешмет с длинным узким рукавом. Поверх бешмета одевается черная черкеска с козырями, в которые вложены пустые гильзы. На черкеску с левой стороны прикалывался красный восковой цветок. Одевшись, жених просит у родителей благословения. После этого «поезд»  жениха направляется к дому невесты. Когда жених и невеста отправляются в церковь, мать и отец невесты остаются дома и переносят приданое невесты в дом жениха. (Приданое невесты состояло из сундука, постели, 6-15 подушек, одеяла, тюфяка и т. п.).

Свадебный кортеж совершает 3 объезда вокруг церкви, чтобы «закружить черта». В церковь первыми вступают жених и невеста. После венчания все отправляются в дом мужа. Во дворе молодых усыпают хмелем, мелкими деньгами, конфетами. Затем все  отправляются в дом невесты. Ее мать всем гостям повязывает на руки платки, а дружку и сваху крест-накрест через плечо перепоясывала рушниками. В конце свадебного пира присутствующие одаривают жениха и невесту.

В конце свадьбы главная роль отводится  родителям жениха: их катают в корыте, запирают в помещениях, откуда им приходится  откупаться при помощи «четвертинки».

Достается и гостям: у них «крадут» кур, ночью замазывают известью окна. Но во всем этом, нет ничего оскорбительного.


Группа вконтакте